Загрузка данных...

О повышении эффективности системы среднего образования

2014.06.06 11:02:19

Просмотров: 4820

О повышении эффективности системы среднего образования

Одна из неочевидных социальных задач системы образования — выработка способности быстро и достаточно точно запомнить некоторый объем информации. Эта задача фактически полностью решается к моменту окончания начальной школы. Далее идет просто тренировка этого навыка. Способность запоминать имела безусловную ценность, когда на один класс была всего одна книга. Подобная картина наблюдалась в прежние времена также и в общественных институтах, и на производстве, поэтому способность запоминать имела высокую общественную значимость.

В настоящее время источники информации разнообразны, обширны и легко доступны. Современная школа не дает необходимое сейчас умение обработки больших объемов информации, а также все в большей степени утрачивает контроль над процессом передачи знаний. Характерным является то, что при непрерывном падении эффективности системы образования возрастают расходы на ее содержание.

Наиболее простым способом выхода из кризиса, т.е. не требующим затрат и проявления законодательной инициативы, представляется: "в средней школе запретить ответ ученика без учебника (справочных пособий) на всех стадиях обучения, т.е. в том числе при контрольных работах и экзаменах любого уровня". Исключение будут составлять специальные упражнения для дальнейшего развития памяти, например стихи.

Фактически, в системе образования получат развитие принципы современного производства, в котором непрерывное использование справочных материалов, например чертежей, уже очень давно является необходимым процессом.

Таким образом, способность запоминать, как и прежде вырабатывается в начальной школе, а в средней (II, III ступень) вырабатывается необходимое сейчас умение обработки и использования информации. Основные плюсы предлагаемой реформы — возможность существенно ускорить усвоение школьной программы, и резко уменьшить вероятность искажения знаний ученика.

Трудно даже оценить насколько вырастет уровень подготовки среднего ученика. Потребуется не просто пересказать учебник, т.е. продемонстрировать хорошую память, а обработать и практически использовать "сырую" информацию. Сложность заданий возрастает примерно на порядок. Например, за две минуты ответить на вопросы в конце главы, т.е. найти в тексте эти ответы. Большинство учеников на это неспособно. Создаются также условия для групповой работы, т.е. отвечает и оценивается группа. Вводится также временной фактор, как оценочная категория.

Очевидные преимущества нового подхода:

  • — повышение эффективности и статуса образования;
    — повышение (примерно в 5-20 раз) объемов учебной информации (в зависимости от предмета) при неизменной нагрузке учеников;
    — повышение (примерно в 2-5 раз) времени работы с каждым учеником при неизменной нагрузке учителя;
    — улучшение условий групповой работы, самостоятельного распределения заданий внутри группы, выработки лидерских и исполнительских качеств;
    — малосущественные затраты на реформу;
    — возможность введения специализированного обучения в рамках средней школы.

На основании личного опыта работы в школе утверждаю, что предлагаемая методика приобретения знаний значительно эффективнее, нежели традиционная. Период адаптации учеников составляет 1-3 месяца (математика, физика). При этом уровня прежних отличников достигает 60-80% учеников. Характерно, что при новом подходе интерес к учебе возвращается даже у выпускников.

Любое нововведение можно извратить, а в итоге не построив нового, испортить старое. Например, эту реформу легко завалить, если:

  • — ввести ее без отработки методики преподавания;
    — разрешить ученику при ответе пользоваться только одним утвержденным учебным пособием;
    — оставить прежние объемы и качество учебного материала.

Изучения и серьезного планирования требуют, в первую очередь, два направления:

  • — методическое, т.е. обучение преподавателей, выработка критериев оценки ответа ученика (группы), использование существующих учебников, подготовка новых учебных пособий и т.д.;
  • — практическое, т.е. потребности государственных структур, например министерств экономики, промышленности, внутренних дел, армии и т.д. 
 



Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.