Успехи в борьбе с раком. Обзор последних методов. Серия "Перспективная медицина"

2016.03.22 23:17:51

Успехи в борьбе с раком. Обзор последних методов. Серия

Вступление Попалась очередная статья, в которой рассказывается о прогрессе в борьбе с раком. Вспомнил, что это не первая такая информация за последнее время. Поднял инфу и предлагаю вам обзорно ознакомиться. Серьезный прогресс на глазах. Наверное заведу серию про перспективные медицинские методы и технологии.

Предисловие

Самые передовые методы борьбы с раком

Сегодня ученые изучили механизмы, приводящие к заболеванию раком, примерно на 80%. Однако даже эти знания еще не дают оснований утверждать, что в ближайшее время будет придумано идеальное лекарство и болезнь наконец победят. Но лучшие умы нашей планеты заняты этим вопросом. Например, в США занимаются разработкой новых методов диагностики и лечения раковых опухолей, публикуют статьи в научной прессе. Каждая из них - маленькое открытие о механизмах развития болезней. Здесь разработана таргетная терапия - инновация, совершившая прорыв в лечении рака. В ее основе - воздействие особыми антителами на определенные молекулы-мишени (таргеты) в опухолевой клетке, которые вызывают злокачественный рост или перерождение нормальной клетки в опухолевую. До появления таргетной терапии «бал правили» химиотерапевтические препараты, которые открыли еще в 1944 году. Химические препараты убивают в организме все, а вот антитела блокируют лишь то, что нужно убить.

История таргетной терапии началась в 1990-е годы прошлого века с появления лекарства для лечения самой агрессивной формырака молочной железы. При такой разновидности болезнь быстро прогрессирует и метастазирует - и еще 15-20 лет назад больные умирали от нее в течение полугода. Но с появлением препарата, который ученые назвали революцией в онкологии, ситуация кардинально изменилась. Выживаемость женщин с наиболее агрессивными формами РМЖ стала даже выше, чем с менее агрессивными. Сегодня таргетные лекарства используются во всем мире, многие из них входят в список жизненно важных и необходимых в России. Совсем недавно появились лекарства (сразу два) даже для метастатических форм рака с мутацией HER2+. Это открывает перед докторами новые пути для лечения больных с наиболее агрессивными формами самого распространенного среди всех видов онкологии рака - рака молочной железы.

По сути, для каждой опухоли, если найти ее генетическую мишень, можно подобрать свое антитело. К тому же одни и те же мишени могут встречаться при разных видах опухолей - например, при раке груди и раке желудка. Ученые говорят, что постановка диагноза по «географической локализации» опухоли в организме (рак печени, рак почки и пр.) уходит в прошлое. Пройдет совсем немного времени - и рак будут диагностировать по молекулярному портрету опухоли, в зависимости оттого, какой генетической мутацией он вызван. Эти мишени нужно определять, чтобы подобрать правильное лечение - индивидуальное для каждого. В Америке уже применяют т.н. фенотипический скрининг опухолей (в России этой методики еще нет). В процессе анализа выясняется, что с большей долей вероятности убьет клетку.

Иммунотерапия. Ученые продолжают искать и новые методы лечения рака. Сегодня злокачественные опухоли изучены на 80%. Казалось бы, еще 20% - и рак победим. Но все не так просто. Знаний накоплено очень много, но пока и половины из них мы не можем применить. Но буквально пару лет назад появилась еще одна прорывная технология борьбы с раком, над которой ученые сегодня активно работают, - так называемая иммунотерапия. Она названа главным научным открытием 2013 года. В основе метода - возможность «разбудить» иммунитет, который истощается в борьбе с раковыми клетками и в конце концов «засыпает» - перестает их распознавать и ошибочно принимает их за нормальные, позволяя им бесконтрольно размножаться. Теоретически, как только иммунитет «проснется», он сможет и сам справиться с враждебными клетками. Во многих случаях исследования уже показали правдивость этой теории, Уже известно, каким образом раковым клеткам удается «прятаться» от иммунной системы - с помощью определенных рецепторов. Теперь исследователи заняты созданием ингибиторов этих рецепторов - то есть веществ, способных их подавить. В разработке и другие методики. Здесь изучают клеточный апоптоз, то есть процесс клеточной гибели. «Раковые клетки забыли механизмы смерти, они хотят жить всегда. И задача ученых - найти способ напомнить им, как умирать», — поясняют исследователи. Например, ученые пытаются научиться подавлять белки, которые помогают раковой клетке выживать, и «размножать» те, что ведут ее на путь смерти.

Еще одна прорывная технология будущего называется «инжиниринг Т-клеток». Ее суть - натренировать Т-клетки опознавать те клетки организма, которые выбирают плохую, канцерогенную программу развития, и уничтожать их еще на пути к этой программе. Исследования в этой области тоже ведутся. ...Однако раковая клетка постоянно доказывает, как она хитра и изворотлива. Иногда ей удается обойти все расставленные ловушки. Успеть адаптироваться к механизмам, призванным ее уничтожать, и заставить их действовать ей на пользу. Или находить другие белки, обеспечивающие ей вечную жизнь. К тому же многие белки пока еще невозможно сделать мишенями для инновационных лекарств - они спрятаны слишком глубоко внутри клеток. Поэтому ученые думают над способами доставки антител туда; пытаются научиться направлять плохие белки из глубины клеток сразу в «помойку» (у каждой клетки она имеется). Кроме того, идет разработка действующих внутри клетки вооруженных антител (при подсадке на раковую мишень в них добавляют специальные токсические вещества), биспецифических антител (одновременно с уничтожением раковой клетки они активируют иммунную систему), биспецифических вооруженных антител (и то, и другое сразу). Очень сложно сказать, какую из технологий назовут прорывной следующей. Но сегодня известно, что различные методы терапии рака необходимо комбинировать.

Сегодня терапия онкологии достигла фантастических успехов. «Если еще в 60-х годах прошлого века выживало лишь 5% детей с лимфобластным лейкозом, то сегодня 95% - если применять весь спектр терапии.

Однако все инновационные биологические препараты чрезвычайно сложны. Если в аспирине, например, 21 атом, а в инсулине 3 тысячи, то в моноклональном антителе - 25 тысяч атомов. На синтез одного такого белка уходит 6 недель непрерывного выращивания клеток.

Разумеется, в области лечения рака пока еще очень много вопросов, которые ученым предстоит решить в ближайшее время. Однако надежда, что в этом веке страшную болезнь все-таки удастся победить, крепнет с каждым днем.

Ученые нашли сверхэффективный метод лечения рака груди

Комбинирование двух препаратов позволяет значительно сократить размеры опухолей груди или даже вовсе устранить следы рака всего за 11 дней, показало новое исследование, проведенное учеными из Великобритании.

По словам медиков, они даже не ожидали, что получат столь поразительные результаты.

Исследования проводились с участием 257 женщин с определенным типом рака груди. Ученых интересовало, какие изменения в раковых опухолях вызовет применение препаратов во время узкого окна между постановкой диагноза и операцией по удалению опухоли.

Речь идет о лекарствах лапатиниба и трастузумаба (более известной как герцептин). Действие обоих направлено на белок HER2, способствующий росту некоторых опухолей груди. Герцептин работает на поверхности раковых клеток, а лапатиниба способна проникать внутрь клетки,"отключая" HER2, пишет BBC.

В эксперименте терапию получали женщины, размер опухолей которых варьировался от 1 до 3 см. Менее чем за две недели в 11 процентах случаев рак исчез полностью, а в 17 процентах размер опухолей составлял менее 5 миллиметров.

Полученные результаты дают надежду на то, что в некоторых случаях пациенткам больше не потребуется проходить тяжелую процедуру химиотерапии.

Тем не менее выводы пока предварительные, поскольку у пациенток с HER2-позитивным раком высока вероятность того, что болезнь может вернуться.

"Мы должны убедиться в том, что мы не делаем шаг назад и не повышаем риск рецидива", - говорит профессор Джудит Блисс (Judith Bliss) из Института исследований рака в Лондоне.

Рак молочной железы - это не одно, а минимум десять отдельных заболеваний, у каждого из которых своя причина развития. Соответственно, они требуют различных подходов в лечении, а также характеризуются различной продолжительностью жизни пациентов.

Доклад медиков был представлен на Европейской конференции по вопросам рака молочной железы.

6.03.2016 15:21 Текст: Елена Субботина http://rg.ru/2016/03/16/ucheny...

Уникальные коллайдеры новосибирских физиков смогут помочь безнадежным пациентам

Проводить эксперименты в новосибирский Академгородок приехал японский ученый Хироши Хатанака. Он отец-основатель метода борьбы с самыми распространенными и тяжелыми формами рака мозга, в частности глиобластомой. Пациенты с таким диагнозом живут чуть больше года. И это при условии лечения самыми современными методами химио- и лучевой терапии.

В свое время именно Хироши Хатанака предложил неожиданный вариант лечения... рядом с ядерным реактором! Речь о так называемой борнейтронозахватной терапии (БНЗТ). Для этого пациенту вводят раствор, содержащий изотоп бора-10. У него есть замечательная особенность накапливаться в злокачественных клетках и почти не попадать в здоровые. И вот когда бора в опухоли собирается достаточно много, ее облучают потоком нейтронов, которые "извлекают" из реактора. При бомбардировке изотопа бора он распадается, выделяя энергию. Именно она разрушает ДНК раковой клетки, и она умирает.

Таким методом Хироши Хатанака и его сотрудникам в Университете Цукуба удалось в разы увеличить продолжительность жизни еще недавно безнадежных пациентов, а один прожил после операции 21 год! Но, увы, всем было очевидно, что операции внутри атомных станций никогда не станут массовыми. Слишком сложно и дорого. А главное, слишком опасно. А после катастрофы на АЭС в Фукусиме ситуация и вовсе зашла в тупик. Правительство Японии запретило использовать ядерные реакторы в медицинских целях.

Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Этот запрет инициировал разработки альтернативных вариантов. Итак, чем же заменить ядерные реакторы? Ответ, казалось бы, на поверхности - специальными ускорителями, где разогнанные до больших скоростей протоны направляются в мишень, откуда должны выбивать "лечебные" нейтроны. Однако все попытки ученых США, Японии, ЕЭС сделать эффективные медицинские коллайдеры особых успехов не приносили.

- Ведь требовалось из небольшого ускорителя "выжать" такой же мощный поток нейтронов, как из ядерного реактора АЭС, - говорит ведущий научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН Сергей Таскаев. - Если поток будет слабым, то его мощности не хватит, чтобы провести всю операцию за один часовой сеанс. А это обязательное условие. Кроме того, для эффективного лечения нам нужны особые нейтроны так называемого надтеплового диапазона: не быстрые, не медленные, а промежуточные.

Чтобы решить эти задачи, в Новосибирске создан ускоритель очень необычной схемы, и впервые в мире на нем получен пучок нейтронов, который можно использовать для облучения раковых клеток, накопивших изотоп бор-10. Коллайдер получился очень компактным, его размеры всего 1,5 на 2 метра. Именно эта установка и привлекла сейчас в Сибирь знаменитых японских специалистов. Они проводят в Новосибирске серию экспериментов, чтобы оценить возможности ускорителя, а также испытать новые борсодержащие препараты для терапии. Кстати, метод с использованием бора и нейтронов хорошо работает не только при лечении глиобластомы, но и других опухолей.

- Сегодня борнейтронозахватная терапия единственный эффективный способ борьбы с инвазивными опухолями, клетки которых распространяются по организму, - поясняет доцент Университета Цукуба Александр Заборонок. - Обычными методами полностью удалить или уничтожить такую опухоль невозможно. Если стандартная лучевая терапия, можно сказать, "стреляет по площадям", то мы сначала раскладываем "взрывчатку" по мишеням, а потом ее взрываем.

Ученые надеются, что уже в 2018 году этот способ лечения онкологии может пойти в медицинскую практику.

Ученые нашли растение, убивающее 98% раковых клеток за 16 часов

Ученые нашли растение, убивающее 98% раковых клеток за 16 часов Полынь обладает полезными свойствами. Фото: instagram/mos_doctor Артемизинин, она же полынь способствует уничтожению 98% клеток рака легких, причем всего за 16 часов. Об этом сообщили ученые из Университета Калифорнии.

По их данным, если использовать только "полынь однолетнюю", то это позволит уменьшить развитие раковых клеток в легких на 28%, но если объедините с железом, то это растение полностью и эффективно удалит рак, передает lifter.com.ua. Вместе с тем, после проведенных экспериментов выяснилось, что полынь не имеет негативного воздействия на здоровые клетки легких. В прошлом это горькое растение использовали в качестве мощного средства для лечения малярии, но теперь научно доказано, что это растение так же эффективно в борьбе с раком. "В целом, результаты исследования показывают, что артемизинин контролирует репродуктивный рост раковых клеток", – отметили авторы исследования, специалисты из Университета Калифорнии. Так фармацевтическая компания "Sanofi" уже заявила, что будет производить 50-60 тонн артемизинина в год. Лекарство будет продаваться больным раком.

Источник: http://newsinmir.com/zdorove/1...     22 февраля 2016