Загрузка данных...

Минобрнауки готовит масштабную реформу аспирантуры

2016.09.22 13:59:45

Просмотров: 5201

Минобрнауки готовит масштабную реформу аспирантуры

Министерство образования и науки готовит масштабную реформу вузовской аспирантуры: ведомство недовольно тем, что лишь 30% аспирантов доходит до защиты диссертации и предлагает отменить требование обязательной педагогической практики.

Обсуждение проблем российской вузовской аспирантуры прошло на форуме «Будущее науки» в Казани, где чиновники Минобрнауки встретились с представителями «научной диаспоры» - ведущими российскими учеными, работающими за рубежом. «Нам важен международный опыт в этой области, чтобы понять, как можно развивать аспирантуру»,- пояснила замминистра Людмила Огородова. Она попросила соотечественников оценить предварительную модель новой аспирантуры, разработанную министерством, пишет «Коммерсант».

Заместитель директора департамента госполитики в области высшего образования Сергей Пилипенко подробно перечислил проблемы существующей системы. Он напомнил, что в прошлом основной задачей аспирантуры считалось «воспроизводство научно-педагогических кадров» - подготовка университетских преподавателей. «Но мы понимаем, что сейчас кандидаты наук востребованы не только в вузах и научных организациях, но и в госуправлении, бизнесе и так далее», - сказал Пилипенко. Тем не менее в наследство от старой модели сохраняется требование к аспиранту получить педагогический опыт - даже в дипломе указано «преподаватель-исследователь».

 

«Мы бьемся, чтобы педагогическую составляющую вынести из аспирантуры, потому что у нас на нее есть лишь три года. Нам и трех лет не хватает, чтобы подготовить исследователя»,- отметил Пилипенко.

Сложности возникают уже на этапе приема в аспирантуру. «На сегодняшний день результаты магистратуры не учитываются при поступлении в аспирантуру. У нас осталась старая система - три классических экзамена и все»,- рассказал замглавы департамента. Другая проблема - итоговые требования к выпускнику аспирантуры. Сейчас он должен сдать госэкзамены, «ориентированные как раз на педагогические компетенции», и научный доклад о своей исследовательской работе. Требование защиты диссертации не является обязательным, поэтому большинство на этом и останавливается.

 

«Выпускник аспирантуры получает диплом о высшем образовании и спрашивает себя: какой теперь смысл идти защищать диссертацию? Получить еще один диплом? - задался вопросом чиновник.- Мы видим институциональный разрыв между аспирантурой и системой присуждения ученых степеней». «Я прошлась сегодня по аспирантам Казанского федерального университета и спросила у каждого: а вы будете защищаться на третий год аспирантуры? И все отвечают «нет»,- посетовала Огородова. По ее словам, в России лишь 30% аспирантов в итоге получают ученую степень. «И Счетная палата каждый раз ставит это нам в вину как неэффективное использование государственных средств»,- пожаловалась она.

Все эти проблемы Минобрнауки планирует решить с помощью «комплексных изменений в системе аспирантуры». «Очень важным является разработка механизмов, которые позволили бы сделать образование непрерывным»,- сказал Пилипенко. Для этого чиновники собираются отменить обязательный перечень вступительных испытаний, чтобы образовательные организации могли сами формировать список экзаменов для поступающих в аспирантуру. «Результаты освоения программ магистратуры должны быть заложены в основу приема,- подчеркнул чиновник.- Еще одна важная вещь - ввести на этапе поступления конкурс портфолио». Но главное нововведение - сделать обязательной защиту диссертации при окончании аспирантуры. При этом чиновники пока не уточнили, как это будет оформлено законодательно.

Математик, лауреат премии Филдса Станислав Смирнов предложил дать возможность защитить диссертацию в течение года после окончания аспирантуры: «Трех лет может быть недостаточно для серьезного исследования». Пилипенко пояснил, что этот вопрос сложнее, чем кажется, так как связан с армейским призывом: окончание аспирантуры без защиты диссертации снимает с учащихся мужчин отсрочку от призыва в армию. «У нас есть возможность в ряде случаев защищаться в течение четырех лет, но эта ситуация абсолютно не согласована с профессионалами»,- поддержала его Огородова.

Ученые заявили чиновникам, что педагогические навыки все-таки могут оказаться полезными для аспиранта. «В топовых университетах США примерно две трети математиков после аспирантуры уходят в банки или в систему госуправления, но многие остаются заниматься наукой, - поделился Смирнов. - И таких людей надо учить работать со студентами. Система должна быть гибкой - педагогику можно преподавать, но не стоит ее навязывать».

Источник:  http://vz.ru




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.