Загрузка данных...

Как выработать у ребенка позитивное отношение к жизни

2013.10.22 09:24:59

Просмотров: 3450

Как выработать у ребенка позитивное отношение к жизни

Жизнь длинная, хотя в конце и кажется, что она «прошла как пять минут». Можно всю эту жизнь бороться с трудностями (по большей части мнимыми), доказывать всем и каждому свою правоту (хотя истина мало кого интересует), стремиться вместе с другими «участвовать в больших делах» (но кто сейчас помнит «героев первых пятилеток», «освоителей Целины», «героев БАМа», «прорабов Перестройки»?), посвятить ее служению «богам» в лице проповедников или «людям» в лице вороватых лидеров-политиканов. А можно просто жить, быть самодостаточным, заниматься любимым делом, наслаждаться общением с детьми, родителями, друзьями, жить, получая удовольствие от самого процесса жизни.

 

Кстати:
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
М. Монтень

 

Основы отношения ребенка к своему будущему закладываются в семье. Если он ежедневно слышит гневные тирады отца по поводу «жизни в этой стране», как вы думаете, станет ли он оптимистом? Если ребенок видит, что, у семьи только одно «общее дело», - просмотр телевизора, как вы думаете, будет ли он стремиться завести семью собственную? Если ребенок наблюдает, как, собираясь по поводу и без повода вместе, «друзья дома» перемывают косточки набившим оскомину политикам, начальникам, футболис¬там или артистам, как вы думаете, каким будет его кругозор?

Попав в круговорот обыденности, увидев в поведении взрослых безысходность, ребенок теряет перспективу, перестает мечтать о будущем, начинает считать, что и его жизнь будет такой же, как и у его родителей. А ведь жизнь, которая не становится увлекательным приключением, проходит как кошмарный сон. И ваша задача - помочь ребенку научиться видеть за каждодневной монотонностью его действий то будущее, которое он создает своими поступками.

Анекдот в тему:


В еврейской философии идут большие споры, когда начинается жизнь. Еврейские мамы в основном считают, что зародыш не может считаться жизнеспособным, пока он не окончил мединститут или юрфак.

 

Оптимизм, привитый ребенку, даст ему ощутимые дивиденды на протяжении всей будущей жизни. Исследования, проводившиеся в последние годы, позволили доказать, что существует прочная связь между пессимизмом и слабым  здоровье м.

 

Сформировалось даже новое научное направление - "положительная психология". Эта наука учит человека вырабатывать оптимистическую точку зрения, искать и находить положительные для себя обстоятельства даже в самых безвыходных ситуациях, понимать, что любые трудности – дело временное, а преодоление их - удовольствие.

 

Последователи "положительной психологии" уверены, что брюзжание, пессимизм, мрачное настрое¬ние, - это симптомы болезни, которую можно и нужно лечить. Статистика показывает, что отрицательные эмоции являются причиной многих серьезных заболеваний. Недавние наблюдения за пациентками одной из клиник в США, протестированными на характер восприятия жизни, показали, что у пессимисток уровень смертности был почти на 20% выше, чем у оптимисток.

Другое обследование продемонстрировало, что пессимисты чаще страдают простудными заболеваниями. Кроме того, оказалось, что у людей с негативным отношением к окружающему миру понижено содержание в крови иммуноглобулина А, что мешает организму побеждать простуду и некоторые другие болезни. Попросту говоря, если человек не любит жизнь, то и она становится к нему равнодушна.

 

Иллюстрация

 

Обследование состояния 600 человек с наследственной предрасположенностью к сердечным заболеваниям показало, что риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у оптимистов в два раза ниже, чем у более "мрачных" людей. "Возможно, люди с позитивным отношением (к жизни) вырабатывают меньшее количество стрессовых гормонов, что и помогает им защититься от болезней", - говорится в заявлении руководителя исследований Дианы Беккер.

 

Итак, поговорим теперь о том, как сделать ребенку «прививку оптимизма» и как проводить регулярную ревакцинацию.


При социологических опросах ученые обнаружили, что все счастливые люди имеют кое-что общее в чертах характера:
• они открыты и общительны;
• они имеют высокую самооценку;
• они смотрят на все положительно и с оптимизмом;
• они уверены в том, что их жизнь находится в их собственных руках.
Поэтому именно эти качества вы и должны прежде всего сформировать в ребенке.

 

Кстати:
Посеешь мысль - пожнешь поступок,
посеешь поступок - пожнешь привычку,
посеешь привычку - пожнешь характер,
посеешь характер - пожнешь судьбу
Восточная мудрость

 

Формировать характер ребенка, активно влиять на него словами, а не действиями (принуждением, наказанием) можно, только установив с ним тесный эмоциональный контакт. Да, это требует большого труда, затрат сил и времени, его не удается постоянно поддерживать из-за собственной усталости, его проще подменять простым контролем поведения («ручным управлением»), но результат – понимание внутреннего мира ребенка и вызванное в нем абсолютное доверие к вам и вашим словам, окупит все усилия сторицей и позволит реально помочь ему состояться как личности. Вы для своего ребенка и тренер, и главный судья, и меценат, награждающий в случае успеха. Если вы имеете эмоциональный контакт с ним, наградой служит улыбка, похвала, ласка, доброе слово. Они лучше всяких понуканий и требований стимулируют ребенка совершать те поступки, которых от него ждете вы, и побуждают в нем те чувства, которые вы хотите пробудить. Доверие к вашим словам придаст им огромный вес при выказывании вами веры в силы ребенка. Когда он видит, что в него верит тот, кому он доверяет полностью, он сам получает уверенность в собственных силах.

 

Анекдот в тему:


Ангус Макдональд приехал учиться из Шотландии в английский университет, где его поселили в комнате, смежной с двумя другими. Когда он прожил там с месяц, к нему приехала мать, чтобы навестить его:
- Ну и как тебе эти английские студенты, Дональд?
- Мама, они такие ужасные, шумные люди! Тот сосед, который живет с этой стороны, всю ночь без перерыва колотится головой о стенку, а сосед с этой стороны кричит и кричит, и так каждую ночь.
- Ах, Дональд, как же ты уживаешься с этими ужасными шумными англичанами?
- Мама, я, как ты меня учила, очень сдержан и ничем не проявляю своего недовольства. Я их просто игнорирую. Сижу тут всю ночь и играю на своей волынке.

 

Итак, что же требуется для выработки у ребенка высокой самооценки, уверенности в себе и способности противостоять трудностям?

 

1. Доверие и уважительное отношение со стороны взрослых
В разговорах с ребенком подчеркивайте, что он – такой же человек, как и вы, только пока имеющий меньше опыта и знаний. И только поэтому вы даете ему те или иные рекомендации. В будущем, как только его опыт и знания превзойдут ваши, вы, мол, будете с удовольствием следовать его советам.

 

2. Честность по отношению к ребенку и требование честности от него
Пообещав что-то, всегда выполняйте; не можете, приводите ребенку причину, действительно значимую в его глазах. Не стесняйтесь извиняться и признавать свои промашки. Только в этом случае, видя абсолютную честность с вашей стороны, он будет доверять вашим словам и не пытаться скрывать от вас свои неудачи.

 

3. Собственная зона ответственности в семейных делах
Закрепив за ребенком определенный круг обязанностей (например, уборка игрушек, вынос мусора, проверка, есть ли перегоревшие лампочки в люстрах, отключены ли электроприборы при уходе из дома и т.п.), вы дадите ему ощущение «делового партнерства» со взрослыми (у него свои дела по дому, у взрослого – свои; когда все дела сделаны, можно и поиграть вместе).

 

4. Ребенку предоставляется право выбора в организации своих действий
Вам нравится, когда вам диктуют что, как и зачем вы должны делать? Нет? Так ведь и ребенку тоже не нравится. Давайте ему свободу выбора, для самых маленьких пусть даже мнимую (Сашенька, ты будешь кушать прямо сейчас, или через пять минут?), постепенно превращающуюся в возможность самостоятельно планировать ближайшие часы, а, со временем, и дни.

 

5. Оказание помощи только при прямой просьбе ребенка
Если ребенок не просит помощи в порученном ему деле, значит, надеется довести его до конца сам. Дайте ему шанс. При этом не забывайте напоминать, что он может обратиться к вашей помощи в любой момент, а вы только рады будете ему помочь.

 

6. При неудаче ребенка в каком-либо деле обсуждение с ним произошедшего и придание ему уверенности в том, что в другой раз все у него получится
Приучайте ребенка анализировать составляющие успеха и причины неудач. Демонстрируйте, что срывы из-за внешних факторов бывают при самой тщательной подготовке дела, учите ребенка извлекать уроки из поражений, а не просто расстраиваться по их поводу. Когда ребенок подрастет и ему будут понятны ваши проблемы, анализируйте свои действия вместе с ним, не стесняйтесь рассказывать о своих собственных прошлых ошибках.

 

7. Демонстрация в семье позитивного отношения к жизни и уверенности в возможности преодоления любых сложностей
Обсуждение понятных ребенку семейных проблем в его присутствии и проявление уверенности в успехе их разрешения не только укрепит его уважение к родителям и разовьет чувство сопричастности к делам семьи, но и придаст веры в собственные силы вам самим.

 

8.Демонстрация ребенку уважительного отношения окружающих к его родителям
Вы собираетесь в гости, на встречу со старыми друзьями, или просто хотите посетить крупный магазин с вышколенными продавцами? Возьмите с собой ребенка. Нет, нет, не на все время. Только на начало мероприятия. Пусть лишний раз увидит, как продавцы перед его родителями вытягиваются по стойке смирно, хорошо одетые люди улыбаются им и говорят, что рады встрече, пускай подтвердится его убеждение, что его родители – самые значимые люди в этом мире.

 

9. Отсутствие сравнений с другими детьми
Соседская Маша лучше пишет? Ну и что? Зато ваш Миша умеет делать и запускать змеев, быть может, в будущем авиаконструктором станет. А она кем? Его секретаршей? Каждый ребенок талантлив по своему.

 

10. Объяснение окружающих явлений и устранение причин страхов
Маленькие дети имеют очень живое восприятие мира, но мало знают о нем, поэтому ребенка легко испугать (темнота, резкие звуки, необычные ситуации). Страхи появляются, если ребенок ничего не знает о тех вещах, которые с ним или вокруг него происходят. Если вы ведете ребенка в незнакомое место, расскажите ему предварительно, куда и зачем вы отправляетесь. Если наблюдается новое явление, объясните его причину и возможные последствия.

 

11. Контроль за действиями ребенка осуществляется незаметно для него
Какие чувства испытывает взрослый человек, когда его пытаются контролировать? Чаще всего – раздражение, желание сделать свои действия скрытыми, а контроль невозможным. Ребенок испытывает те же самые чувства и также старается уйти от контроля, но так как он имеет смутное представление о будущем и о возможных последствиях своих действий, желание скрыть их обычно превращается в попытку солгать. Чтобы не ставить ребенка в положение вынужденного лжеца, лучше осуществлять контроль за ним незаметно, благо современные технологии предоставляют все возможности для этого.

 

12. Коррекция поведения ребенка осуществляется не ограничительными мерами, а обоснованием целесообразности тех или иных его действий


Простой запрет тех или иных действий ребенка (Немедленно поставь вазу! Брось эту гадость! Отойди от собаки! Не подходи к краю!) вызывает протест и желание действо¬вать вопреки навязываемой воле. Лучше всего объяснять ребенку причины своих запретов (Эту вазу подарил твой дедушка и будет очень жаль, если она случайно разобьется, лучше давай поиграем чем-нибудь другим. На шприце, которых ты хотел подобрать, очень много микробов, ты мог заразиться и попасть в больницу. Ты не обратил внимания, а ведь эта большая собака была без намордника, она могла укусить тебя.

Прямо под стенкой, на которую ты залез, лежала большая ветка, если бы ты упал, мог бы пораниться), тогда, видя, что они обоснованы, он будет сам с удовольствием «про¬являть взрослость», стараться избегать опасных ситуаций и докладывать вам о них (назначьте его своим «охранником» на время прогулок, поручите выявлять опасные места и предметы и предупреждать вас о них). Иногда ребенок, расшалившись, становится неуправляемым и объяснить ему что-то невозможно? Приучите его к команде «Стоп!». Как-нибудь вечерком, в доверительной обстановке, объясните ему, что существует много разных опасностей (например, бежит он к дороге, а машину на ней не замечает), которые объяснять несколькими словами может быть слишком долго.

 

Если вы видите такую опасность, а он – нет, вы просто будете говорить или кричать ему «Стоп!», а он должен тут же замереть и ждать, пока вы не подойдете и не объясните ему, в чем дело. Договоритесь, что на прогулках и дома вы будете тренироваться, и действительно не забывайте время от времени тренировать его, это очень поможет при возникновении действительно критической ситуации.

 

Постоянно наблюдая ребенка и зная особенности его поведения лучше всех, станьте для него практикующим домашним психологом:

 

• Учите малыша радоваться жизни. Почаще говорите с ним о том, как замечательно, что он у вас родился, что он живет именно здесь и сейчас, рассказывайте, каким большим и сильным он станет, когда вырастет, напоминайте, что вы его очень любите.

 

• Выказывайте оптимизм по любому поводу и так рассказывайте о перспективах предстоящих дел, чтобы ребенок сам хотел в них непременно участвовать. За окном чудесная погода: - «Ура! Пошли гулять! Мне вчера сказали, что из зоопарка сбежал слон и ходит где-то в парке. Пошли, поищем!). За окном моросит унылый осенний дождь: - «Ура! Сегодня дождик. Можно пока не выходить на улицу! Будем вместе делать опыты с мукой, яйцами и печкой?».

 

• Сбивайте едва возникшую хандру рассказом о чем-то новом или интересным делом. Ребенок не хочет пить чай? А может он согласится проглотить «двести грамм горячих атомов», узнать заодно, что такое температура, стать после чаепития «главным контролером погоды на улице» и разобраться, как Солнце делает нам эту самую погоду? А потом захочет вместе с вами посмотреть фотографии Солнца и Земли из космоса, услышать рассказ о влиянии Солнца на Землю, устройстве солнечной системы и существовании Галактики?

 

• Ребенок киснет, ему ничего не хочется? Попробуйте побороть его плохое настроение физической активностью – шутливо его заденьте, подтолкните, ущипните, поборитесь, взгромоздите на себя и начните просить отпустить (малыш обязательно засмеется от парадоксальности ситуации), побегайте с ним по комнате, потанцуйте, попрыгайте, поиграйте в любую подвижную игру, короче, - растормошите его. Известно, что в процессе движения организм вырабатывает особые «гормоны радости», так что от его плохого настроения вскоре не останется и следа.

 

• У ребенка что-то никак не получается? Оторвите его от занятия, покажите по телевизору или компьютеру записи его «детских лет», когда он только ползал и не умел говорить. Расскажите ему, каким упорным он был, как настойчиво учился ходить, какие смешные изобретал слова. Выкажите полную уверенность, что, справившись с такими трудностями, как земное притяжение и русский язык (иностранцы считают его самым трудным), он может решить любую задачу. После такого отдыха и небольшой дозы вдохновения у него действительно все получится.

 

• Формируйте у малыша ощущение надежности его мира. Он должен быть уверен в завтрашнем дне. Объясняйте, что «завтра» получается из «сегодня», что ради «завтра» и нужно трудиться (учиться) «сегодня». Если сегодня он сделает зарядку, то завтра будет сильнее, если сегодня он немного позанимается, то завтра или послезавтра сможет прочитать свою любимую книжку или даже сам придумать и написать сказку, которую «никтоникто на свете» еще не слышал.

 

Кстати:
Мягкий человек делает то, что просят.
Черствый человек не делает то, что просят.
Глупый человек делает то, что не просят.
Умный человек не делает то, что не просят.
И лишь Мудрый человек делает то, что нужно.

 




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.