Генетические корни еврейства

2017.06.28 14:44:15

Генетические корни еврейства

Полный геном евреев-ашкенази подтвердил их полуевропейское происхождение, заявляют ученые Международный консорциум генетиков TAGC (The Ashkenazi Genome Consortium) подготовил первую в мире полную карту генома евреев-ашкенази. Ее анализ показал, что все существующие сегодня представители этой группы иудеев являются потомками 350 мигрантов, проникших в Европу после Диаспоры. Это открытие ставит под сомнение существующее среди многих историков представление о том, что ашкенази являются потомками евреев, живших на территории Хазарского каганата. Прочие детали генетического прошлого ашкенази и виртуальный слепок их ДНК были представлены в журнале Nature Communications.

«Наш анализ показал, что средневековые "основатели" современных ветвей ашкенази были этнически смешанными — к их прародителям в примерно равной степени относятся жители Европы и выходцы с Ближнего Востока. Данные по структуре генома, полученные в рамках TAGC, являются наиболее полными с генетической точки зрения, и мы считаем, что они разрешают все споры о европейском и ближневосточном происхождении ашкенази», — рассказывает Шай Карми из Университета Колумбии в Нью-Йорке, один из участников исследования.

Карми и три десятка других генетиков на протяжении последних трех лет участвовали в работе международной коллаборации TAGC, организованной в 2011 году американским генетиком Ициком Пеером из Университета Колумбии для расшифровки генома евреев-ашкенази. Главной целью этого проекта служил поиск мутаций, отличающих ашкенази от других народов Земли, а также раскрытие обстоятельств их происхождения и характера их миграций после Диаспоры. Диаспорой (греч. «рассеяние») современные евреи называют массовый исход израильтян с территории Палестины, который начался после покорения древнееврейского государства Вавилоном и достиг пика во времена Римской империи.

Сегодня в мире существует три больших подгруппы евреев: ближневосточные иудеи мизрахим, сефарды Пиренейского полуострова и ашкенази Европы и Северной Америки, чьи предки проникли на территорию Старого Света в Раннем Средневековье и распространились оттуда по всем остальным частям света. Больше всего интереса среди историков (а сегодня и генетиков) привлекают ашкенази, чье происхождение и самое раннее прошлое остаются предметом ожесточенных дискуссий.

В последние десятилетия наибольшую популярность приобрели две противоположные друг другу теории происхождения ашкенази. Первая из них, так называемая хазарская теория, говорит, что ашкенази являются потомками евреев, проживавших на территории Хазарии в Раннем Средневековье. Ее сторонники считают, что после разорения этого тюркского государства киевским великим князем Святославом Игоревичем в X веке новой эры, хазарские иудеи переселились в Европу и стали «отцами-основателями» ашкенази.

С этой гипотезой не соглашаются апологеты так называемой европейской, или рейнской, теории. Они считают, что предки ашкенази напрямую проникли в Европу в Раннем Средневековье и обосновались на территориях Германии, Польши или других восточно-европейских стран. В пользу этого, как они считают, говорит отсутствие типично тюркских слов в идише (хазары были тюрками), а также наличие свидетельств о существовании евреев в раннесредневековых европейских хрониках.

В начале текущего столетия к спору лингвистов и историков присоединились и генетики, заинтересовавшиеся генетической подоплекой скитаний иудеев по Земле после того, как древние еврейские царства (Иудея и Израильское царство) были захвачены и впоследствии уничтожены (ассирийцами и Римом, соответственно). На первых порах подключение представителей точных наук не принесло ясности в этот спор и сделало его более запутанным. К примеру, в октябре 2013 года европейские и российские ученые опубликовали в журнале Nature Communications статью, в которой они проанализировали «материнскую» часть генома ашкенази и пришли к выводу, что их прародительницы были не еврейками, а жительницами Европы. Годом ранее в другом научном издании, Genome Biology and Evolution, было опубликовано аналогичное исследование, подтверждавшее хазарскую теорию по схожим мутациям в отдельных генах тюркских народов и евреев.

Проблема в той и в другой статье, как отмечает группа Пеера в своем исследовании, заключалась в том, что их авторы сравнивали и анализировали не полные ДНК ашкенази и других народов, а лишь их небольшие части. Членам коллаборации TAGC удалось исправить этот недостаток, подготовив первую в мире полноценную версию генома ашкенази с наборами всех характерных для них мутаций и небольших изменений в структуре генов.

Для этого авторы статьи совершили серию поездок по всему миру и собрали группу из 128 пожилых, но при этом абсолютно здоровых евреев-ашкенази, чьи родители, бабушки и дедушки и прочие предки не вступали в браки с представителями прочих народов Земли. Собрав образцы их крови и слюны, Пеер и его соратники расшифровали содержащиеся в них молекулы ДНК и сравнили их между собой для поиска похожих генов и мутаций в них, а также сопоставили полученный виртуальный геном ашкенази с аналогичными последовательностями для европейцев и других народов мира.

Оказалось, что ДНК всех ашкенази были очень похожи друг на друга, и все они содержали огромное количество мутаций по сравнению с генетическим кодом жителей Европы, Азии и всех остальных уголков планеты. В среднем изученные авторами статьи геномы содержали по три миллиона небольших изменений в структуре генов (так называемых однонуклеотидных полиморфизмов или SNP), которые не встречались в ДНК всех остальных народов Земли.

Однотипность генома и большое количество мутаций, объясняют генетики, подтверждает устоявшиеся представления о том, что предки ашкенази прошли через «бутылочное горлышко». Под этим термином ученые понимают резкое сокращение популяции в результате экологических катастроф или войн, которое обычно ведет к уменьшению в генетическом разнообразии и вырождению.

В случае с ашкенази, это «горлышко» было чрезвычайно узким — все сегодняшние представители этой группы евреев, как показывают расчеты Пеера и его коллег, происходят от группы из 350 средневековых иудеев-мигрантов. Как показало сравнение геномов ашкенази, тюркских народов и европейцев, эти переселенцы покинули древнюю Иудею и обосновались на территории Восточной Европы, а не в дельте и в нижнем течении Волги, где располагалась Хазария. Как пишут исследователи, на долю европейцев в геноме ашкенази приходится около 50—54% ДНК, судя по числу совпадающих мутаций в их генах.

«Помимо ответов на вопросы средневековой истории евреев, нам удалось раскрыть некоторые тайны того, как происходило первичное заселение Европы в давно минувшие тысячелетия. Так, мы выяснили, что современные европейцы являются потомками древних мигрантов с Ближнего Востока, которые переселились на территорию Европы 12—25 тысяч лет назад, практически сразу после завершения последнего ледникового периода, а не первых кроманьонцев, проникнувших на континент более чем 40 тысяч лет назад», — добавляет Карми.

Главная ценность этого исследования, подчеркивают генетики, заключается не в его исторической сути, а в медицинских приложениях генома ашкенази. По словам Пеера, его группе уже удалось выделить несколько десятков опасных мутаций в генах, которые медики связывают с развитием многих врожденных расстройств и генетически обусловленных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона, Крона, различные виды рака или шизофрения. Все эти недуги благодаря «бутылочному горлышку» гораздо чаще встречаются у ашкенази, чем у других людей, и публикация полного генома этой группы евреев, как считают авторы статьи, ускорит поиски способов их лечения. Это поможет не только самим ашкенази, но и всему человечеству в целом.

«Для нас столь же важной, как и исторические аспекты нашего исследования, была публикация данных в открытом виде, в котором они будут доступны для всего научного сообщества. Мы с полным правом ожидаем, что наши коллеги найдут новые пути для использования этих геномов, о которых мы не подумали. Что особенно приятно — мы считаем, что наша работа откроет путь для развития персонализированной медицины и среди других групп людей», — объясняет свое решение Пеер.

По его словам, в ближайшее время TAGC начнет новое исследование, в рамках которого число участвующих в нем ашкенази будет расширено до 500 человек. Изучая их геном, авторы статьи надеются заглянуть глубже в историю европейских евреев и попытаются понять, из какой части Иудеи или Израильского царства происходили их 350 прародителей и в какой части Восточной Европы они обосновались.

Источник: cont.ws