Загрузка данных...

Княжества приполярно-уральской Сибири - окраина Гранд Тартарии - земля, защищаемая мегалитическими кремлями

2017.10.09 16:29:53

Просмотров: 2659

Княжества приполярно-уральской Сибири - окраина Гранд Тартарии - земля, защищаемая мегалитическими кремлями

Татаро-монгольское иго - явление историческое, как бы кто не утверждал обратное. И, как всякое явление, имеет свои временные рамки, а именно, продолжалось оно с 1237 по 1480 года, то есть, около двух с половиной столетий. Не вся территория Руси оказалась в подчинении у ордынцев: Новгород и северная часть Руси до Урала захвачены татаро-монголами не были. О том же говорят и письменные източники, повествующие о контакте русских с живущими за Камнем. Частично, я уже сообщала о таких контактах в XII веке. Сегодня речь о временах несколько более поздних.

Далее последовало заключение мирного договора, особенности которого, думаю, будут интересны многим.

Сама церемония договора-присяги -  шерти , - особенно любопытна и многое говорит о тех, чьи княжества находились в зауралье.

Возможно, опубликованные мною сведения и вызовут очередное "историки всё врут", а только археологи сумели подкрепить своими находками и эту историю :о)

Перстень, найденный в вогульском могильнике на Эсском острове.

Это, как говорится, было прелюдией. Далее я возвращаюсь к разговору собственно о самих княжествах и их гражданах. Начну сразу с Ляпинского княжества (ибо именно на его территории Nemo при помощи гугля и изрядной фантазии и неумерной глупости обнаружил ни что иное, как "древний кремль", размерами своими превышающий и Детинец Новгородский, и Московский кремль :о).

" Любопытны судьбы Ляпинского княжества  в том же Березовском уезде. Ляпин, подобно Обдори, упоминается уже в описании похода князя Курбского на Югру. В момент завоевания Приобья русскими владения ляпинских князей обнимали течение реки Сыгвы (иначе Ляпин), впадающей в приток Оби — Сосву, далее местность на Оби, где впоследствии вырос русский город Березов, и берега правого притока Оби — Куновати.

Река Ляпин

О размерах Ляпинского княжества дают представление позднейшие данные о количестве ясачного населения  в волостях, входивших первоначально в его состав (Куноватской, Ляпинской и Подгородной): в  1628/29 г. ясачных людей в них числилось 294 человека, а позднее, в 1638/39 г.— 336 и в 1688/89 гг.—641 человек . В жалованой грамоте, данной царем Федором ляпинскому князю Лугую,  названо шесть принадлежавших ему городков : Куноват (Кун-аут-ваш), Илчма, Ляпин (Лопынг-уш), Мункос (Мункес-пауль), Юил (Сек-телек-уш) и Березов (Сугмут-вош). Юильский городок, Мункос и Ляпин стояли на реке Сыгве на протяжении 60 тогдашних русских верст; Сугмут-ваш (Березовый город) был расположен приблизительно на месте русского Березова, в нескольких верстах от которого на берегу Сосвы, на мысу Пудовальном, во времена Миллера заметны были следы двух древних городков; Куноват (Кун-аут-ваш, т. е. город на высоком мысу) находился на берегу „некоего большого озера, сквозь которое река Куноват течение свое имеет, где в XVIII в. еще видно было Куноватское старое городище.

Ляпинский князь Лугуй уже в 1586 г. признал власть московского государя, но стал в отношении к нему в положение полунезависимое. Он обязался платить ежегодно ясак — 7 сороков соболей на год, но выговорил себе право доставлять дань непосредственно на Вымь. Вместе с тем царь брал его под свое покровительство и московским воеводам запрещалось „воевать его и племя его все' и людей, которые в тех шти городках живут" К Под властью Москвы Ляпинское княжество сохраняло таким образом некоторое емя известную долю независимости. Лугую наследовал его сын атров. В 1605 г. он восстал против русских и приступал к Березову; в 1607 г. он снова поднял оружие против русских в союзе с обдорскими остяками, но был разбит, захвачен в плен кодскими остяками и повешен.

После гибели Шатрова Ляпинское княжество распалось на свои составные части: из него выделились „подгородные" остяки образовавшие отдельную волость, и Куноватская волость. В Куновате утвердилась одна из линий княжеского рода Лугуя — Артанзиевы ~\

В 1767 г. куноватский князь Яков Артанзиев, приходившийся будто бы праправнуком Лугую, добился у русского правительства официального признания своего княжеского достоинства. Артанзиевы сохранили свою власть даже в XIX в. и продолжали пользоваться правами собственности на тундру и судебной властью над куноватскими остяками. В собственно Ляпинской волости местные князьки из рода Кушкула Наева существовали не только в течение XVII и XVIII столетий, но даже и в XIX в. Впрочем уже во времена Новицкого они были лишены всякой реальной власти. Еще меньше значения имели князьки Подгородной волости

По характеру своих первоначальных отношений к Москве близко подходит к Ляпинскому княжеству древнее остяцкое княжество Казым на правом притоке Оби, носящем то же название.

Оно существовало в XVI в.: об остяцком „граде - Казыме и местном князе говорит летописный первоисточник при рассказе о завоевании Сибири.  Под властью казымских князей находились три городка : Казым на устье реки Казыма, Кинчикор или Кельчикар (в 40 верстах от него) и Черикор. В 1628/29 г. в бывшем Казымском княжестве насчитывалось 100 ясачных людей, но влияние казымских остяков распространялось также на соседние племена кунной самояди, с которой они вели торговые сношения; позднее московское правительство возлагало на них обязанность собирать кунную самоядь для ясачного платежа.

После завоевания Казымского княжества русскими во главе его продолжали стоять  туземные князья или мурзы . Признав власть московских государей, они были обязаны платить определенный ясак по 4 сорока соболей и по 2 лисицы черные в год и получили право непосредственно доставлять его в Москву. В 1587 г. царь Федор даровал им соответствующую грамоту, но с основанием Березова они постепенно утратили свою независимость, в частности платить ясак стали на Березов. В 1663 г. они опять примкнули к союзу всех березовских остяков для борьбы с русскими. Казымские князья существовали в течение всего XVII и даже XVIII в., и это звание переходило наследственно от отца к сыну, но никакой власти они фактически не имели. 

Другие остяцкие княжества Березовского уезда утратили очень рано свое политическое значение и сохранялись почти исключительно как религиозные центры . Таково граничившее с Ляпиным Сосвинское княжество на реке Сосве с многочисленными городками (Искар, Тапсы, Нячин, Заглей, Вороней, Хюли- кар или Люликар). Сосвинские князья упоминаются еще в XVIII в. О сосвинском „княжике" говорит в частности Новицкий как о совершенно ничего не значащем лице Действительно, уже в XVII в. Сосва утратила черты политического тела; зато она, как сказано, сохранила свое значение как религиозный центр, объединявший всех живших по нижнему течению Оби остяков. К сосвинскому шайтану попрежнему собирались издалека верующие; ему молились и приносили кровавые жертвы в случаях мора и голода; у него искали благословения в политических замыслах, и ему закалывали людей всякий раз, как возникала мысль о восстании. При таких условиях понятно, что в Сосве первое место принадлежало не князьям, а служителям культа. В 30-х и 40-х годах XVII в. лучшим человеком здесь является Мундер, шайтанщик, кроме него упоминаются многочисленные представители жреческих родов. В 1654 г. на жертвоприношении сосвинскому богу мы находим шесть шайтанщиков. Это какая-то теократия, игравшая иногда политическую роль. В 1609 г., например, когда кодские, белогорские и другие остяки пробовали поднять Сосву против русских, замысел этот был расстроен люликарским шайтанщиком. Те данные, которые известны нам про остяцких шаманов, слишком коротки и отрывочны, чтобы на основании их можно было дать такое объяснение отмеченным фактам. Возможно» что в значении шаманства, которое мы наблюдаем у некоторых остяцких племен, нужно видеть пережитки более древнего быта, когда обладание магическими знаниями обеспечивало и социальное преобладание, как мы видим это в историческое время у юкагиров, у которых во главе племен стоят шаманы. Посколько при родовом строе глава рода был одновременно и жрецом родового культа, такое сочетание шаманства с господством в племени было совершенно понятно.

Източник  http://sbiblio.com/BIBLIO/arch...

Про местное население писалось много. В том числе в дореволюционной литературе.

 

 

 
Источник: cont.ws



Понравилась статья? Поделись!

!!

Комментарии пользователей

Евгений 2019-10-04 09:22:21


Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (962) 685-78-93 Евгений. Для связи со мной нажмите цифру 2.

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.