Загрузка данных...

«Под прессом живут и дети, и их родители»

12 марта 2018 г. 14:21:59

Просмотров: 1025

«Под прессом живут и дети, и их родители»

От редакции.   «Увлеки меня, и я научусь». По такому принципу лучшие образовательные системы мира выращивают человеческий капитал. Однако в российской школе этот принцип сегодня не работает. Почему так получилось и какой должна быть новая модель среднего образования, рассказывает профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

 

HBR — Россия: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) раз в три года исследует грамотность школьников и их умение применять знания на практике. В 2012 году Россия заняла в рейтинге 34-е место, в 2015-м — 33-е. Почему у нас такие низкие результаты?

 

Абанкина:  Если внимательно анализировать результаты PISA, то можно увидеть, что улучшения у нас есть. Российские учебные заведения подтянули предметные знания, добавив в них современное видение, повысили квалификацию педагогов, оснастили по мере возможности лаборатории. Но суть осталась прежней — у нас предметная советская школа, которая дает фундаментальные знания с опорой на научное мировоззрение. Для современного мира этого мало. Школа должна готовить компетентного человека, умеющего решать жизненные задачи, делать выбор.

 

Чего именно не хватает школам?

 

Во-первых, программы содержательно перегружены. Многие дети не справляются, теряют интерес и мотивацию. Сегодня все можно найти в интернете, не нужно хранить лишнюю информацию в голове. Во-вторых, школа не ориентирована на личностное развитие, не дает навыков коммуникации, умения сообща решать задачи. Возраст 11—14 лет — самый сложный, подросткам нужно помогать управлять собой, выстраивать отношения со сверстниками, с другим полом, с авторитетами. Но овладение этими практиками поставлено крайне слабо, а попытки ввести уроки этики и психологии семейной жизни не увенчались успехом. Многие эксперты выступают за другую модель образования — проектный подход, то есть исследовательские, социальные, культурные и волонтерские проекты вместо освоения предметных знаний. Но пока наша школа никак не отреагировала на то, что мир стал абсолютно другим.

 

Почему программы такие сложные? В том, что написано в учебниках, не могут разобраться даже родители с высшим образованием.

 

У нас иерархическая модель образования, и учебники для школ разрабатывают академические институты, преподаватели вузов. Авторы используют научную терминологию, это наша болезнь еще с 1960—70 гг. Родители не могут помогать ребенку с заданиями уже в начальной школе. А при нынешней наполняемости классов преподаватели не успевают поработать со всеми учащимися. Важно, чтобы не только учитель рассказывал, но и дети высказывались.

 

 

Есть еще один фактор — у нас очень мало современных исследований по возрастной педагогике и психологии. Мы не знаем, каков современный ребенок, как он осваивает мир, что с ним происходит, как надо его обучать. Например, дети, еще не умея говорить, нажимают на кнопки гаджетов, и никакие инструкции им не нужны. Много исследований проводят страны Северной Европы, они лидируют в разработке конт­рольно-оценочных образовательных материалов.

 

Если у нас нет собственных исследований, может, стоит воспользоваться чужими?

 

Мы стараемся это делать. Многие коллективы подключаются и участвуют в международных исследовательских программах. Но если результаты этих исследований ниже ожидаемых, образовательное сообщество начинает ругать методики, которые были в них использованы, пытается защититься и оправдаться.

 

Это потому, что сфера образования сегодня зарегулирована и преподаватели боятся санкций за плохие результаты?

 

Школы очень зависят от успеваемости учеников и испытывают давление со стороны департамента образования — всем хочется хвастаться результатами. Поэтому преподаватели уделяют так много внимания ЕГЭ и фактически натаскивают на сдачу экзаменов. В этой связи процитирую американского социолога Петера Масгрейва: «То, что не надо делать вообще, не надо делать хорошо». Проблема в том, что мы испытываем очень большой страх перед будущим. Педагоги боятся показаться неадекватными, отстать от требований родителей, и свои страхи они перекладывают на учащихся. В этом смысле у нас очень стрессовая школа. Ребенка ругают, если он опоздал на урок, пропустил ненужное ему объяснение. Плохо написал контрольную работу — испортил показатели школы. Под прессом живут и дети, и их родители.

 

А что хорошего стоило бы взять из старой советской школы?

 

Мы встряхнули и улучшили старую образовательную модель, но при этом выбросили кое-что хорошее, что было в советской школе. Я имею в виду общественную жизнь, пионерские и комсомольские организации. Конечно, они были заряжены идеологией, но нельзя не отметить их огромную воспитательную роль. Или спорт. Я не сторонник жестких норм ГТО, но детей нужно физически развивать. В последнее время много говорили о третьем уроке физкультуры в неделю, и чем это закончилось? Вводят шахматы. Это медленная сидячая игра, далеко не детская и совершенно не контактная. Можно было сделать предмет факультативным, но в начальной школе он стал обязательным. Хотя уже в первый класс дети приходят с серьезными проблемами со здоровьем. Когда мы обсуждали эти вопросы с китайскими коллегами, они были в недоумении: «Зачем вам умные дети, если они будут больными?».

 

А за счет чего добиваются академических успехов страны, которые занимают верхние строчки рейтинга PISA, — Сингапур, Япония, Эстония?

 

Мы общались с коллегами из Сингапура, и они объясняли: «Не думайте, что наша модель образования свалилась нам на голову — мы разрабатывали ее 45 лет». В их системе принципиально иная позиция учителя — он не объясняет то, что школьник может выучить сам. Максимум — подскажет, как работать с источниками и искать информацию. Педагог не вещает у доски, а организует коллективную работу по решению задач. Дети работают группами, задают вопросы друг другу, разбиваются по ролям и учатся обсуждать решения в команде. В результате ребенок уже не пассивный слушатель, которому скучно через пять минут. Наши учителя, например, жалуются, что невозможно за четыре часа пройти всю Великую отечественную войну. Так не надо пересказывать, основные сведения ученики найдут сами. Лучше за это время обсудить главные итоги войны, ее значение для истории, для конкретных семей, чтобы дети учились формулировать выводы, могли поспорить.

 

Выходит, потеря мотивации учащихся — это проблема педагогов?

 

Это проблема системы. Еще раз подчеркну — современная наука очень сложна, и школа перегружена предметными знаниями. Мы шли только по пути углубления этих знаний, ни от чего не отказываясь, и это становится губительным — многие школьники демотивированы. У нас до сих пор преподаватель — это предметник, и для него самое главное — его предмет. Конкурс «Учитель года» проводят по предметам, мы ценим достижения на предметных олимпиадах. Но, на мой взгляд, живое дело учителя — это его ученики, а не предмет. Все, что было можно выжать из предыдущей системы образования, мы выжали, и этот ресурс исчерпан. Основная школа должна кардинально измениться. Педагог помогает детям взрослеть и осваивать мир, но он не может быть просто другом и учителем, как в сельской школе ХIХ века. Нужны современные методики, которые сделают школу интересным местом для обучения, налаживания контактов, коммуникаций.

 

Но даже в нынешних условиях есть учителя, которые могут рассказывать интересно, и те, кто не способен увлечь детей.

 

С кадрами тоже есть сложности. Мы провели модернизацию педагогического образования, конкурс в педвузы вырос, но в регионах еще звучат жалобы на дефицит учителей. Свежеиспеченные специалисты не всегда идут в школы — они уходят работать в торговлю и другие сферы. Поодиночке трудно войти в сложившийся, как правило, женский и немолодой коллектив. Наконец, многие педагоги считают, что у них все хорошо, и не хотят учиться новому. Россия недавно присоединилась к международному сравнительному исследованию педагогов TALIS (Teaching and Learning International Survey), и мы проводили по их методикам опросы учителей. Один из вопросов касался наставничества — нуждается ли в этом педагог, может ли он сам выступать наставником. Выяснилось, что все считают себя опытными специалистами и готовы учить других. Но ни один не признался, что ему самому нужен наставник. И это большая проблема.

 

А как вы оцениваете опыт Финляндии? Их модель образования вызывает в мире большой интерес.

 

У них правильная парадигма: учить не всех, а каждого. Важно найти подход к каждому ребенку. В школах серь­езная диагностика на входе, чтобы понять, у кого какие проблемы. Кому-то хватает два часа на изучение темы, а кому-то потребуется восемь. При этом педагоги вовлекают детей в учебный процесс и организуют работу так, чтобы никому не было скучно. Старшие группы помогают младшим, с кем-то преподаватель занимается индивидуально. В школах проводят мониторинг развития ребенка — не Петю с Ваней сравнивают, а смотрят, как продвигается Петя, близок ли он к целевым ориентирам с учетом своих особенностей.

 

Важно также образовательное пространство, которое тесно связано с представлениями общества о том, какими оно хочет видеть детей. В Финляндии красивые учебные заведения — нет этих жутких коридоров, групповой изолированности. В Японии педагогов вообще не видно — дети играют, они в любой момент могут взять краски, альбомы, мячи. А в России меня иногда спрашивают, почему у логопедов и психологов отдельные кабинеты: «Разве логопед не в группе с детьми работает? К нему надо приходить, как в полицию?». Ребенок должен развиваться в пространстве, где ему интересно. Задача педагога — заинтересовать, а не водить строем два раза в неделю рисовать дерево или петь.

 

Индивидуальная траектория обучения — это идеальный вариант. Но наши школы ориентируются на средний уровень или вовсе на отстающих.

 

Иногда, наоборот, ориентируются на самых сильных, а остальных просят не выбирать данный предмет для ЕГЭ. Например, в классе 20 человек, из них 5 детей с ограничениями по здоровью. Пишут диктант. Обычные дети успевают, а для остальных этот темп слишком высок. Учитель мог бы дать им другое задание, но просто не обращает на них внимания, потому что за их успеваемость он не отчитывается. Многие педагоги не хотят видеть культурных, социальных и прочих различий между детьми. Например, был опрос учителей, как бы они хотели повысить квалификацию, и все респонденты отметили, что им не хватает знаний по предмету. Никто не сказал, что нуждается в знаниях в области современной психологии и педагогики, навыках взаимодействия с детьми разных конфессий, разрешения подростковых конфликтов. Педагоги ориентируются на стандартного ребенка, который все может и всем должен.

 

Сегодня многие родители вынуждены нанимать репетиторов. Это нормальная ситуация?

 

От успеваемости зависит многое, в том числе выплаты педагогам. И школа давит на родителей. В свое время социолог Марк Брей ввел термин «теневая система образования». Он имел в виду помощь в освоении предметов средней школы — это та «тень», которую отбрасывает основное образование. Лучшие системы образования находятся на разных полюсах. Максимальная «тень» у Южной Кореи — объем этого рынка составляет 2,7% ВВП. Здесь высочайшая значимость образования и, соответственно, заинтересованность родителей в оценках. Ужасная гонка. На другом полюсе Финляндия — там вообще не существует теневого образования. Учитель будет заниматься с детьми, пока каждый не научится решать задачи.

 

А как обстоят дела в России?

 

По России официальных данных нет. Но у нас одна выпускница магистратуры провела исследование в Костромской области. Даже в таком бедном регионе репетиторство очень распространено. Но учителя занимаются этим не только ради денег. В классе, где сидят 25—30 человек, ни один педагог не может себе позволить эксперименты, инновационная методическая работа в школе загублена. А так, занимаясь с малыми группами, они обкатывают методики. Фактически механизм наработки нового переместился в сегмент репетиторства.

 

Сегодня много спорят по поводу выбора детьми профиля обучения. В каком возрасте это лучше делать?

 

Вопрос не в том, когда лучше проводить специализацию, а в том, чтобы дать детям возможность сделать осознанный выбор. Для этого нужна системно организованная предпрофильная подготовка, интеграция основного и дополнительного образования. Дети должны познакомиться с современными профессиями. Посмотри, попробуй, позанимайся, проверь себя, куда тебя тянет. И уже потом подбирай профильные предметы. Например, в Татарстане есть интересный проект — специальный диагностический автобус ездит по школам, с детьми проводят психологическое тестирование. Школы договариваются с медиками, организуют визиты в лечебные заведения. Одной девочке во время экскурсии в больницу стало плохо, но она сказала, что пересилит себя и теперь точно будет врачом. Школьники посещают суд, коневодческую ферму, дизайн-студию. Вместо списка невостребованных кружков детям важнее увидеть, как работают взрослые. Нужны современные форматы дополнительного образования, недаром сейчас так популярны проекты типа «Кидзания», «Кидбург», детские технопарки «Кванториум» и другие.

 

Что, по-вашему, надо сделать, чтобы реформировать российскую среднюю школу?

 

Я вижу три ключевых направления. Во-первых, нужна модернизация педагогического образования, надо приложить все усилия, чтобы в школу приходили молодые педагоги. Во-вторых, нам нужны исследования, как меняются дети, чтобы изменить образовательные технологии и разработать современные программы. Наконец, мне кажется чрезвычайно важным конструктивный диалог с родителями. Родители в стрессе, они не понимают, что делать, как помочь своим детям, в результате постоянно стоят над ними с палкой. Все-таки образование — это совместный проект школы и родителей, надо обязательно обсуждать с семьями и с обществом, зачем и чему учить детей, как это лучше делать. В школах работают профессионалы, но все же основной заказчик — семья, и интересы ребенка нужно поставить во главу угла.

 

Источник: hbr-russia.ru




Понравилась статья? Поделись!

!!

Комментарии пользователей

Debzbyfet 2018-03-17 20:13:35


http://i.imgur.com/XgFxKaW.png GENERATE CLASH ROYALE RESOURCES! and choose whether or not you would like to use an encrypted proxy for the hacking process. Clans If you need to have additional Gold or Gems, focus only level up in the cards you want to use. It's cost effective and generally the centerpiece of the strategy. After you have chosen your setting press “Connect” and allow the tool to find your Clash Royale account on the server. Go ahead choose your Device(platform) and get your revenge. as well as your troops should attack. Click on the Generate button and wait for the gems and gold to get added to your account. PC, Do not go on the website that asks for personal details like password and phone number. Click on the Generate button and wait for the gems and gold to get added to your account. and you’ll stay anonymous every time you will be playing the game. The Free Box appears every four hours and can store up to 2 of them waiting to be opened, and participacing in quest, Otherwise you won't have the ability to switch to a different kingdom. In the blank spaces, It's also among the best known games in the past year or two. try to find one with many members (over 45) and with the greatest possible number of weekly donations. Click on the Generate button and wait for the gems and gold to get added to your account. clash royale chest order app clash royale 500k gems clash royale chest cycle file clash royale free gems no survey no download no password clash royale hack free download clash royale cards excel clash royale ios hack no jailbreak clash royale hack ios download clash royale unlimited gems iphone clash royale gem hack no survey clash royale cheats no survey clash royale gems 5.4 clash royale chests quickly clash royale cards found clash royale glitch february 2016 clash royale free gems free clash royale jailbreak tweak list clash royale glitch android 2016 clash royale 99999 gems download clash royale cards by level clash royale gems without survey clash royale unlimited gems apk clash royale glitch march clash royale hack code clash royale gem hack easy Clash Royale Free Gems No Verification. Clash Royale Hack Apk Download Free Clash Royale Cheats 2016. Clash Royale Chest Cycle Post Update Clash Royale Chest Order Reddit. Clash Royale Lava Hound Op Clash Royale Hack Working. Clash Royale Gems And Coins Clash Royale Chests Xbox. Clash Royale Elixir Profit clash royale jailbreak download clash royale cards worth upgrading clash royale cards details clash royale unlimited gems without survey clash royale chest cycle super magical clash royale cards list clash royale gem hack codes clash royale hack apk march clash royale gems hack no survey clash royale free chest arena 4 clash royale cheats jailbreak cydia clash royale gem hack tool clash royale cards drop rate clash royale hack apk 1.2.6 clash royale chest order updated clash royale cheats march 2016 clash royale cards damage clash royale hack 1.2.3 apk clash royale name generator male clash royale hack no verification or survey clash royale chests cards clash royale glitch android 2016 clash royale glitch no hack clash royale hack cards clash royale glitch 2016 Clash Royale Cheats How To Enter. Clash Royale Xp Glitch Android Clash Royale Hack Gems. Clash Royale Hack Forum Clash Royale Gems Cheat. Clash Royale Free Chest Chances Clash Royale Hack 2.2.Exe. Clash Royale Chest Order System Clash Royale Glitch 2016 April. Clash Royale Cards Ranked

SusanPah 2018-03-17 04:52:38


Кредит наличными в ОТП Банке: http://workle.website/71

Tobackip 2018-03-16 00:16:24


Полностью поддерживаю.

Добавить комментарий к статье


Политинформация

Зачем глобалисты переводят мир на 5G? Страсть как любопытно!

5 октября 2018 г. 11:04:39 Просмотров: 191

США объявили Международный суд ООН «политизированной и неэффективной» организацией

4 октября 2018 г. 13:30:14 Просмотров: 171

«В ближайшие месяцы в мире многое изменится…» - немецкий политик о Трампе, Путине и России

4 сентября 2018 г. 11:45:11 Просмотров: 785

Американцы испытывают зависть и страх к "путинскому золоту"

27 августа 2018 г. 13:39:16 Просмотров: 335

Главная интрига современности – кто следующий?

24 августа 2018 г. 16:16:08 Просмотров: 257

Переговоры Москвы и Вашингтона вышли на необычный уровень

23 августа 2018 г. 10:45:36 Просмотров: 182

Посадить "русского шпиона Киссинджера": последний шаг к гражданской войне

15 августа 2018 г. 12:38:57 Просмотров: 315

В Чехии обвинили украинцев в подавлении «Пражской весны» 1968 года

14 августа 2018 г. 9:25:53 Просмотров: 289

От закона Магнитского до полного краха (Dedefensa.org, Бельгия)

30 июля 2018 г. 10:37:04 Просмотров: 286

Андрей Фурсов: Ангел смерти

18 июня 2018 г. 15:42:47 Просмотров: 810

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.