Загрузка данных...

Что проще сделать - кольчугу или пластинчатую броню?

2018.09.04 16:52:23

Просмотров: 1983

Что проще сделать - кольчугу или пластинчатую броню?

Периодически в кругу людей, интересующихся военной историей, доспешным делом и т.п., кто-нибудь обязательно задает вопрос - почему кольчуга? В том смысле - почему оружейники древности предпочитали делать кольчуги, почему пластинчатый доспех так и не смог ее вытеснить  полностью , почему латные панцири не распространились по всей планете, так, в общем-то, и оставшись специфическим доспехом Европы?

 

Толика абсурда... А абсурда ли?

Для современного человека это кажется глупостью - плести "железную рубашку" из отдельных колечек. Зачем, если, вроде бы, можно взять кусок металла и отковать нагрудник или наспинник целиком? Плести кольчугу - это ж адова работа, долгая, кропотливая, а результат не особенно-то и впечатляет своей прочностью. Поэтому - почему кольчуга?

А я вам напомню общемировую тенденцию...)

Из всех видов железных доспехов кольчужный - самый древний. В античном мире, уже умея делать корпусные пластинчатые доспехи из меди или бронзы, из железа предпочитали мастерить именно кольчуги. Пластинчатые доспехи распространились в Риме в эпоху его расцвета, но как только империя стала клониться к закату - опять сменились в легионах кольчужными.

 
Обратите внимания: кольчуга железная, а шлем бронзовый. Это вполне характерно для эпохи железа в Античности в целом. Ну не могли еще шлем из железных пластин отковать, не умели!
Обратите внимания: кольчуга железная, а шлем бронзовый. Это вполне характерно для эпохи железа в Античности в целом. Ну не могли еще шлем из железных пластин отковать, не умели!

Когда Западная Римская империя рухнула, и на ее останках начали возникать королевства "варваров" - готов, галлов (франков), даков, белгов и прочих, несть им числа, пластинчатые доспехи в Европе перестали делать ВООБЩЕ. Только кольчуги, и то в небольших количествах. Крестоносцы впервые "познакомились" с чешуйчатой броней - броней из небольших стальных пластинок - пообщавшись с византийцами, которые это умение сохранили.

В 1204 году Константинополь пал. Нет, это были не тюрки-османы, те пришли на пару столетий позже. В начале тринадцатого века столицу Ромейской империи захватили крестоносцы - и именно с тринадцатого века по Западной Европе начал массово распространяться пластинчатый доспех. Мастеров и технологии вывезли из Константинополя. Ну, монголы еще, считается, "одарили" Европу идеей хатанги, т.е. бригантины, но вряд ли монголы были склонны делиться технологиями...)

О чем это говорит? Да о том, что для древних делать доспехи из железных пластин было намного сложнее, чем плести рубашки из колец!

 

Один вопрос - почему?

Человек, задающий этот вопрос, забывает о том, что современные металлургические технологии, даже в деле ручной ковки, превосходят древние на много порядков.

Что нужно сделать для изготовления кольчуги?

Взять произвольное количество кусков металла.

Расплющить до состояния листа либо вытянуть из них проволоку.

Нарубить из листа энное количество сплошных колец либо нарезать проволоку и накрутить из нее колечки. Все. Кузнечная работа почти закончена - сиди, плети, только разомкнутые кольца нужно заклепывать, и все. Да, долго. Кропотливо. Нужна пропасть терпения и железный зад. Но технически - не слишком сложно.

А что нужно для того, чтобы делать пластинчатые доспехи?

 
Мелкопластинчатые доспехи византийского образца
Мелкопластинчатые доспехи византийского образца

В первую очередь - большие куски  качественного  железа или стали.

Дело в том, что очень долгое время изготовить стальной лист большого формата, пригодный для того, чтобы сделать из него деталь латного доспеха, для оружейников было проблемой. Кустарное производство - здесь перекалил, тут недокалил, здесь молотком слишком сильно ударил и загубил заготовку... Металл должен быть равномерной толщины и одинаковых свойств по всей площади листа.

Здесь есть аксиома:  чем больше площадь элемента пластинчатого доспеха, тем сложнее средневековому оружейнику было его изготовить.

Особенно - латные доспехи, которые делались из сплошных кусков металла, повторяющих формы человеческого тела. То есть, грубо говоря, кираса - это не просто стальной лист, кое-как вогнутый. Она должна повторять, пусть условно, форму груди, живота и спины, иначе носить ее будет невозможно.

Именно поэтому доспехи долгое, очень долгое время набирались из пластинок шириной в два-три пальца, которые приклепывались к кожаной или тканевой основе. Так гораздо проще посадить броню по фигуре.

 
Готическая кираса с ребрами усиления. Очень высокий уровень оружейного мастерства
Готическая кираса с ребрами усиления. Очень высокий уровень оружейного мастерства

 

Тайна латных доспехов

Латные доспехи и бригантины из крупных пластин в Европе появились только тогда, когда появились технологии, позволяющие выштамповку крупных кусков металла - и ни годиком ранее. Фактически - когда появились первые мануфактуры, что-то, напоминающее заводы, фабрики и вообще организованную промышленность. Если вы, паче чаяния оказавшись попаданцем в XII веке, вздумаете заказать себе латный доспех, то самый лучший кузнец вам скажет только одно:

-Ну, барин, ты задачи ставишь...

Он не сможет. У него для этого ни знаний, ни даже нужных инструментов нет. Тут ведь одним горном, кувалдой и щипцами не обойдешься, тут нужны заводские прессы, штампы, а главное - нужен очень качественный металл. С ним тоже была проблема.

Именно поэтому кираса вплоть до семнадцатого столетия (приблизительно) стоила гораздо дороже кольчуги. Кольчугу делать было долго и муторно, но технически несложно. А вот кираса требовала при изготовлении высокого уровня профессионализма и инструментария, который не во всякой кузне найдется. А еще учтите, что она должна быть прокована и прокалена максимально равномерно, чтобы стрелу или пулю хотя бы на излете выдерживать...

То же касается и шлемов. Шлемы в раннем Средневековье в основном собирали из нескольких пластин на заклепках либо кузнечной сварке. Есть, конечно, отличия - "вендельский" шлем, к примеру, хоть и был большей частью железным, но собирался на бронзовом (!) каркасе.

 
Вендельский шлем
Вендельский шлем

Стоил даже простенький шлем-колпак очень дорого. А вот что-то сложное, вроде топхельма... Небольшую деревеньку на него купить можно было. И заметьте: топхельм, хоть и набран из нескольких склепанных между собой пластин, ни хрена не эргономичной формы!

Поэтому, например, в захоронениях викингов шлемов найдено очень немного, знаменитый "шлем из Гьермундбю" - чуть ли не единственный. Слишком сложно было для древних делать такие штуки...

В принципе, именно по этим причинам в России латный доспех толком и не распространился. Обходились юшманами, бахтерцами и т.п. Их было проще делать, а уровень защиты они давалиприемлемый. Из латных элементов наши предки до XVII века ковали в основном наручи и поножи. Это гораздо проще, чем нагрудники, наспинники, набедренники...

 
Русские солдаты "полков иноземного строя", XVII век.
Русские солдаты "полков иноземного строя", XVII век.

И в семнадцатом столетии латный доспех вроде вот такого, как на картинке выше, в Московском царстве, насколько я в курсе, производился в ограниченном количестве. В основном такая броня ввозилась из-за границы.

А уже в XVIII веке от доспеха на войне отказались.

 

Источник: zen.yandex.ru




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.